TrendScouting: как научить стартапы видеть будущее

vangaВ мае этого года я впервые оказалась в крайней с Запада точке России, у моря - в Калиниграде. Там обнаружилось молодое, но крепкое стартап-сообщество с несколькими лидерами и, что важно для нас с вами, с отличными от того, что есть в других регионах, форматами работы. Близость Европы и широкий кругозор локальных лидеров сообщества меня приятно удивили. И я хочу вас познакомить с Лианой Расуловой (она делает множество стартап-событий в Калининграде) и одним из их форматов - TrendScouting.

Формат нужен для решения боли, на которую мы с вами частенько стали жаловаться в последнее время: стартапы придумывают одно и тоже, не знают трендов, не понимают, куда развиваются технологии и бизнесы в мире. Знакомо, да? Так вот ниже подробная инструкция и ссылки на материалы по проведению встреч, которые помогают выявлять перспективные направление для создания новых проектов и развивают навык применения тенденций к уже существующему бизнесу.

Что такое и зачем нужен TrendScouting

В современном мире смена технологий происходит каждый день. Главная задача каждого предпринимателя при этом удержаться на плаву и создавать продукты, удовлетворяющие современному спросу. Основная задача трендскаутинга как раз и состоит в выявлении тенденций из потока всей информации в котором мы существуем и применении этих знаний для развития своих проектов и бизнеса.

TrendScouting1Формат мероприятия придуман и реализован координаторами Startup Kaliningrad и проводится с февраля 2015 на постоянной основе в формате дискуссионного клуба один раз в 2 недели для аудитории в 20-30 человек.

Мероприятие представляет из себя выступление 2 или одного спикера на тему «Технологические тренды на 2015 год» и закрепление материала с помощью практического задания по заполнению матрицы потребителского тренда.

Основной задачей этих мероприятий является выявление перспективных направлений для создания новых проектов и умение применить тенденции к уже существующему бизнесу. Это важно для любого стартап-сообщества, так как при выстраивании стратегии развития компании необходимо исходить из желаний и потребностей рынка.

Целевая аудитория формата

Кому может быть полезно мероприятие?

  • начинающим предпринимателям или тем, кто хочет ими стать с целью узнать о появлении новой супертехнологии или проекте и быть в курсе тенденций мировых
  • начинающим предпринимателям или тем, кто хочет ими стать с целью выявление перспективных направлений, где могут запускаться новые продукты и услуги.
  • предпринимателям, имеющих существующий бизнес с целью понять как тенденции влияют на бизнес и быть гибким к изменениям рынка и соответствовать требованиям клиентам

Инструкция для организатора

1. Подготовка

Этап подготовки включает в себя:

  • Определение темы: каждое мероприятие-отдельная тема. Можно выбирать тему в соответствии с данными и статьями рейтинговых компаний (например: http://siliconrus.com/2014/12/tech-money/).
  • Подбор двух спикеров, один из которых сможет рассказать о тренде с точки зрения технологии и продукта, а другой, с точки зрения продукта и возможного использования. !Спикеры подбираются по принципу "лирик и физик". Пример: если тема «носимые девайсы», то один спикер рассказывает о технологии и к чему она ведет, а другой – как этот тренд влияет на его деятельность (например, врач).
  • Инструктаж для спикеров по выступлению, объяснение формата: на выступление спикеров отводится 1 час исходя из общей продолжительности мероприятия 2 часа. Свою речь спикер подкрепляет презентацией или наглядными материалами.
  • Подготовка раздаточного материала «Матрица потребительского тренда» для проведения практического задания.

2. Проведение мероприятия, программа

Сетка программы и тайминг в таблице ниже.

1) приветственное слово от организаторов 2-3 минуты
2) объяснение как заполнять матрицу покупательского тренда от организаторов 10 минут
3) выступление спикеров 2 доклада суммарно на 60 минут + ответы на вопросы
4) участники заполняют карту трендов в процессе выступления спикеров
5) разбивка по командам и обсуждение записей, которые сделали в процессе лично 12 минут
6) обсуждение матрицы и ее заполнение с модератором+ презентация своих идей по матрице. Спикер непосредственно помогает в заполнении матрицы 35 минут

3. После мероприятия

Последействие включает в себя обработку обратной связи участников, в том числе запросов на актуальные тренды и спикеров. Через месяц и полгода: напоминание участникам о высказанных ими идеях 🙂

Необходимые материалы и реквизит

  1. Помещение и мебель
    • Помещение – “плоский” зал с минимумом препятствий. Участники должны поделиться на команды и сесть вкруг
    • Столы (не обязательно)
    • Флипчат или доска для записи результатов работы команд
    • В зависимости от возможностей модератора и спикеров-микрофон
    • Раздаточный материал (матрица потребительского тренда)
    • Ручки
    • Кликер, ноутбук, экран, проектор
  2. Матрица (карта) потребительского тренда
  3. Инструкцию по заполнению матрицы (карты) потребительских тренда

Как заполнять матрицу потребительского тренда

Матрица была адаптирована командой проекта KrausLab и по материалам trendwatching.com

Заполнение матрицы помогает закрепить материал по тренду, а так же наглядным образом отразить влияние всех аспектов тренда на любой развивающийся бизнес.

Заполнение матрицы включает в себя:

1. Базовые потребности

Чтобы заполнить этот раздел необходимо понять, какой человеческой потребность обусловлен данный тренд.

(Например: Робототехника. Обуславливается потребностью в комфорте, сокращении времени на рутинные дела, уважении, азарте и самообразовании)

2. Драйверы изменений

Чтобы заполнить этот раздел необходимо ответить на вопрос «Что изменилось в мире, что появился этот тренд. Драйверы - это долгосрочные изменения, которые происходят годами. Тригеры - краткосрочные изменения, которые определяют потребительские тенденции.

(Например: Робототехника. Драйверы-это развитие сенсоров, прототипирования, доступность информации. Тригер-это появление безколлекторных моторов и литиевых аккумуляторов)

3. Новые потребительские ожидания

Чтобы заполнить этот раздел необходимо ответить на вопрос «Что еще ожидает человек при реализации всех этих вышеуказанных изменениях»?

(Например: Робототехника. Человек хочет не просто запрограммированного робота, способного отвечать на вопросы, но и робота сочувствующего, отдающего эмоции)

4. Вдохновение

Чтобы заполнить этот раздел необходимо ответить на вопрос «Как другие компании используют этот тренд?»

(Например: Компания Amazon использует на складах роботов-техников, которые перевозят грузы и расчищают складские помещения)

5. Инновационный потенциал:

Чтобы заполнить этот раздел необходимо ответить на вопрос «Где и как можно применить этот тренд в своем бизнесе?»

(например: мой бизнес- частный детский сад. Я могу купить робота, который бы учил детей маленького возраста или робота, с которым бы они игрались. )

6. Кто

Чтобы заполнить этот раздел необходимо ответить на вопрос «К каким (новым) целевым группам вы могли бы применить данный тренд? Что вы хотите изменить?»

(например: мой бизнес- частный детский сад. Я могу купить робота, который бы отвечал родителям (пока они ждут ребенка), что его ребенок делал сегодня в течение дня )

Еще вы можете прочитать еще более подробную инструкцию по заполнению матрицы (карты) потребительских тренда

Как это реализовано в Калининграде

WORLD-YOU-LOVEПосмотреть, как проходит это и какие темы обсуждаются в Калиниграде можно в социальных сетях и на сайте стартап-сообщества Калининграда:

Ну и всегда можно задать вопрос Лиане Расуловой, организатору встреч в этом формате 🙂