10 советов организаторам конкурсов для стартапов

Павел БеловНаверное каждый, кто связан со стартапами в России знает о конкурсе WebReady. Из года в год его орагнизаторам удается держать очень высокий уровень участвующих проектов, состава жюри и организации самого мероприятия. Павел Белов, один из создателей WebReady, решил поделиться своим опытом и дать несколько советов тем, кто организует или планирует организовать конкурс стартапов.

О конкурсе

Конкурс WebReady проводится с 2009 года. За шесть лет участие в нем приняли 3460 проектов из 150 городов и 30 стран. Ежегодно финал посещают 500-700 представителей ИТ-сообщества, в том числе 100+ представителей от всех ведущих российских венчурных фондов.  Более 40 проектов из числа финалистов конкурса привлекли инвестиции на общую сумму свыше 1 млрд рублей. Партнерами конкурса за это время выступали ключевые институты развития, ориентированные на ИТ-сферу, а также такие компании как Intel, ЕМС, MasterCard, МегаФон, PwC, Google, MicrosoftМосковская биржа, Лайф.Среда, Лаборатория Касперского и другие.

Воронка проектов для Бизнес-инкубатора

konkurs1В 2009 году проект создания в Петербурге Бизнес-инкубатора «Ингрия» перешел в активную фазу. На момент моего знакомства с компанией там было уже 12 резидентов (примерно половина – ИТ) и сильная команда сотрудников, многие из которых не понаслышке знали о том, что такое бизнес-инкубатор, и как он работает на Западе. Ситуация в России на тот момент представляется мне следующим образом:

  • уже создана Российская венчурная компания, но механизмы поддержки стартапов и развития инфраструктуры находись в зачаточном состоянии;
  • пока нет акселераторов, но все чаще появляются новые венчурные фонды;
  • Сколково и ФРИИ еще не придумали;
  • в Москве работает бизнес-инкубатор при ГУ-ВШЭ и, насколько я помню, инкубатор при Технопарке Строгино;
  • ходят слухи о том, что в Казани что-то готовится;
  • в Петербурге запущен Первый городской инкубатор, который считает, что задача инкубатора – это сдача в аренду дешевых рабочих мест с доступом к принтеру.

Но самое главное – не понятно, сколько на рынке проектов, чем они живут, и где их можно найти.

Мы решили, что отличной идеей будет провести конкурс инновационных проектов с призовым фондом и сильным экспертным сообществом. На тот момент в России уже несколько лет проводился конкурс БИТ, но он был направлен преимущественно на технологические проекты и не пользовался большой популярностью ни среди стартапов, ни среди экспертного сообщества. Поэтому мы решили 3 вещи:

  1. Фокус на ИТ. Этот рынок был наиболее близок по духу, к тому же он представлялся самым большим, с низким порогом входа и привлекательным для инвесторов.
  2. Работа с сообществом на каждом этапе подготовки конкурса.
  3. Нужно использовать западный опыт, а не российский.

Отдельное спасибо здесь нужно сказать Илье Антипову (в 2009 году – ведущий консультант проектов Бизнес-инкубатора «Ингрия»),  который по всем трем пунктам очень подковал нашу команду на этапе запуска конкурса.

В основе WebReadyоказался опыт таких мероприятий как IBTEC, BizBarcelona, LeWeb, DemoEurope.

На первый год была поставлена задача – привлечь к участию в конкурсе не менее 50 проектов, часть из которых были бы из Петербурга и могли стать резидентами «Ингрии». Эта цифра была превышена в 8,5 (!) раз, после чего стало понятно, что мы движемся в правильном направлении.

konkurs2В последующие несколько лет конкурс перерос задачи бизнес-инкубатора и стал крупнейшей воронкой ИТ-проектов для инвесторов. В 2011 году мне впервые начали звонить из венчурных фондов, чтобы заранее договориться об участии своих представителей в VCCorner или в составе жюри.

В прошлом году WebReady переехал в Москву и проводился в партнерстве с Фондом «Сколково». Мы выкатили самую насыщенную программу за все время проведения конкурса, организовали 3 основных и 6 дополнительных номинаций и собрали на финале более 100 инвесторов из 60 различных венчурных фондов. В 2014 году WebReady вошел в программу GenerationS.

Аккумулируя опыт прошедших лет, ниже привожу список 10 рекомендаций, которые мне представляются наиболее важными при подготовке и проведении конкурса стартапов.

Советы организаторам конкурса

1. В конкурсе должен быть фокусkonkurs3

Здорово, когда Вам удается собрать на мероприятии представителей разных сфер, чтобы они могли постараться найти общие интересы, но главные действующие лица – проекты, инвесторы и члены жюри должны обязательно быть на одной волне.

2. Конкурс – это открытое предприятие

Даже если цель конкурса – собрать проекты для регионального инкубатора – старайтесь максимально расширить географию участников. Если сравнивать проекты из региона между собой и не сравнивать их с проектами из других городов, регионов и стран, то начнется застой. Нет никаких причин ограничивать географию участников, кроме языковой. Если Вы решили собирать проекты не только на русском языке, помните, что Вам необходимо будет дублировать сайт, переводить все конкурсные материалы и обеспечить комфортное участие не русскоязычным проектам в случае, если они пройдут отбор.

3. Вводите разные номинации для проектов разных стадий

Сначала в WebReadyбыла только одна основная номинация. Но уже на второй год она разделилась на две в зависимости от степени зрелости проектов:

  • Если у проекта еще нет выручки – это Seed;
  • Если у проекта уже есть выручка – это Startup.

konkurs4Такая классификация, конечно, субъективна, но наш конкурс – наши правила. Самое главное здесь, что используя такой простой критерий отнесения к той или иной номинации, мы дали участникам возможность самим быстро принять решение к какой из номинаций отнести проект. Когда количество участников конкурса превышает цифру в 700 проектов, последнее, что вам захочется, это вручную на основании анкет и презентаций распределять проекты по номинациям, а потом пытаться объяснить им, почему вы приняли именно такое решение.

В 2013 году на WebReady добавилась еще одна номинация – Growth для историй успеха. К этой номинации относятся компании, которые либо имеют больше 30 тысяч DAU, либо годовую выручку, превышающую 50 млн рублей. Проекты номинации Growth не участвуют в борьбе за призовой фонд, мы предлагаем им паблисити в виде возможности представить себя на выставке проектов и поделиться опытом в панельной дискуссии на главной сцене. Таким образом, мы, с одной стороны, даем самым сильным и интересным компаниям возможность участия в конкурсе, с другой – не заставляем проекты более ранних стадий бороться за победу с явными фаворитами, у которых  и так уже все хорошо.

 4. Мотивация для участников должна быть понятна и хорошо описана

Помните, что когда вы собираете заявки на участие в конкурсе, все инструменты рекламной кампании в конечном итоге приводят потенциального участника на ваш сайт. На сайте посетитель должен быстро найти ответы на 3 вопроса:

  1. Зачем мне участвовать в этом конкурсе?
  2. Какие основные этапы и сроки?
  3. Как стать участником?

Если ответ хотя бы на один из этих вопросов не очевиден, то я, пожалуй, не стал бы тратить время на то, чтобы разбираться.

5. Подать заявку легко

На заполнение заявки не должно уходить больше 15 минут времени, а каждый вопрос анкеты должен нести смысловую нагрузку, т.е. из ответа на него члены жюри должны получить необходимую для оценки проекта информацию.

Обязательно задайте открытые вопросы о рынке, конкурентах, уникальных преимуществах, команде и трекшну (динамике роста ключевых показателей за последние несколько месяцев). На мой взгляд, презентация проекта не является необходимым условием для оценки проекта и нужна только в двух случаях:

  • либо если анкета плохо составлена;
  • либо если анкета плохо заполнена участником.

6. Поданные заявки легко оценить

Постройте систему оценки таким образом, чтобы каждый проект оценивался как можно большим числом экспертов, но по простой шкале. Оценки от 100 экспертов по 3-бальной системе лучше, чем от 3х экспертов по 100-бальной. На мой взгляд, идеальная система оценки – это 3 балла (2 – достоин выхода в следующий этап, 1 – есть потенциал, но нужно обсуждать, 0 – не проходит дальше). Также важно предусмотреть возможность для эксперта отказаться от оценки проекта (если он не считает себя компетентным в данной области или же лично заинтересован в успехе проекта). В таком случае голос эксперта не должен учитывать при подсчете среднего балла.

Нужно стремиться к тому, чтобы каждый проект был оценен минимум 12-15 экспертами. По опыту WebReady, если анкета участника хорошо составлена, а экспертный совет авторитетный и компетентный, то на оценку 700 проектов потребуется 35 человек и 2-3 недели времени.

На предварительную оценку каждого проекта не должно уходить больше 2х минут.

В прошлом году мы запустили собственную систему для приема, оценки и обработки конкурсных заявок www.advisoryboard.ru. К концу лета 2014 года будет запущена вторая версия AB, которой сможет воспользоваться любой организатор конкурса бесплатно.

Окончательное решение об отборе проектов должно приниматься на очной встрече экспертов, участвующих в заочной оценке. В процессе обсуждения, как правило, выявляется еще целый ряд сильных участников, с одной стороны, и список проектов, которые ошибочно получили высокую оценку, с другой.

7. Контролируйте все этапы оценки, но не участвуйте в ней

Я убежден в том, что задача организатора заключается в том, чтобы собрать экспертов и членов жюри, чей авторитет не вызовет сомнений со стороны участников, а также предоставить им возможность оценивать проекты максимально быстро и удобно. При этом организаторы не должны вмешиваться в саму оценку, но должны уметь ответить на любой вопрос участника относительно процедуры отбора.

8. Всегда собирайте обратную связь и создавайте сообщество вокруг конкурса.

konkurs5Также как и при создании нового продукта, всегда собирайте обратную связь и прислушивайтесь к критике. Задача организаторов – вовлечь в процесс подготовки конкурса главных действующих лиц: участников конкурса и экспертов, которые оценивают уровень проектов. Мы, например, когда принимаем решения по каким-то изменениям в правилах, номинациях и условиях проведения конкурса, всегда спрашиваем совет у членов жюри, которые с нами с самого начала: Александра Егорова, Вячеслава Нестерова, Дмитрия Чихачева, Любови Симоновой, Константина Синюшина и других.

Я считаю, что сообщество людей, которые окружают WebReady и год от года принимают участие в его проведении, – наш самый сильный ресурс.

Запомните, что если кто-то дает вам обратную связь, нужно слушать в оба уха, т.к. в 99 случаях из 100, мотивация этого человека – помочь вам стать лучше. Принимать обратную связь или нет – это другой вопрос, но знать ее нужно.

9. Сделайте крутой финал

konkurs6Финал – это лицо и главное мероприятие конкурса. Пригласите на него всех участников, экспертов, инвесторов, партнеров, всех с кем еще не знакомы, но хотели бы познакомиться и организуйте максимум общения на площадке.

На WebReadyработает сразу несколько параллельных площадок для нетворкинга:

  • выставка проектов;
  • менторская сессия (индивидуальные встречи проектов и менторов);
  • VCCorner (индивидуальные встречи проектов и инвесторов);
  • TalentTrack – HR-сессия с интересными кейсами от участников;
  • мероприятия партнеров и специальные номинации.

Как правило, вы ходите на любые мероприятия, чтобы познакомиться с интересными людьми, найти потенциальных партнеров, заказчиков, инвесторов, проекты и т.д. Но все это основное действие – знакомство и общение - происходить в перерывах между многочисленными лекциями и круглыми столами. На WebReady, наоборот, процесс «тематического нетворкинга» - это главное, что есть на финале, а панельная дискуссия только одна и остается на закуску, когда все участники уже вдоволь пообщаются между собой.

10.  Поддерживайте контакты с участниками после окончания конкурса

konkurs7Старайтесь сохранить контакт с участниками конкурса и следить за динамикой развития проектов. Во-первых, это интересно. Во-вторых, истории успеха финалистов и победителей – это главный критерий, по которому будут судить об эффективности прошедшего мероприятия и первый вопрос, который вам зададут.

Финал WebReadyGenerationSсостоится 8 октября в Гиперкубе «Сколково». Участие бесплатное, а регистрация уже открыта: http://web-ready.ru/final_konkursa/registraciya_na_final/

  • Sergey Ivanov

    u041au043eu0433u0434u0430 u044f u043du0430u0447u0438u043du0430u043b u043cu043du0435 u043eu0447u0435u043du044c u043fu043eu043cu043eu0433u043bu0430 u044du0442u0430 u043au043du0438u0433u0430 http://goo.gl/8fJLF5 u0434u043bu044f u0441u043eu0437u0434u0430u043du0438u044f u0441u0442u0430u0440u0442u0430u043fu0430, u0432u0437u044fu043b u043eu0447u0435u043du044c u043cu043du043eu0433u043e u0447u0435u0433u043e u043fu043eu043bu0435u0437u043du043eu0433u043e, u0432 u043eu0431u0449u0435u043c u0440u0435u043au043eu043cu0435u043du0434u0443u044e u043a u0438u0437u0443u0447u0435u043du0438u044e

  • SlavaMakovich

    u0416u0430u043bu044c, u0447u0442u043e u043du0435 u043fu0440u043eu0447u0438u0442u0430u043b u044du0442u043e 3 u0433u043eu0434u0430 u043du0430u0437u0430u0434, u043au043eu0433u0434u0430 u043du0430u0447u0438u043du0430u043b u043fu0440u043eu0432u043eu0434u0438u0442u044c u0441u043eu0440u0435u0432u043du043eu0432u0430u043du0438u0435 u0431u0438u0437u043du0435u0441-u043cu043eu0434u0435u043bu0435u0439 StartUp Cup - http://www.startupcup.ru. u0421u0435u0439u0447u0430u0441 u043fu0443u0442u0451u043c u043fu0440u043eu0431 u0438 u043eu0448u0438u0431u043eu043a u043fu0440u0438u0448u0451u043b u043au043e u0432u0441u0435u043c u044du0442u0438u043c u043fu0443u043du043au0442u0430u043c, u0437u0430 u0438u0441u043au043bu044eu0447u0435u043du0438u0435u043c, u0440u0430u0437u0432u0435 u0447u0442u043e, u0432u043bu0438u044fu043du0438u044f u043du0430 u0441u0443u0434u0435u0439u0441u043au0438u0435 u043eu0446u0435u043du043au0438))