Как делать правильные школы

Сейчас в самом разгаре не только лето, но и интенсивная работа молодых предпринимателей в самом сердце Сибири - Академпарке Новосибирска. Там уже в 4й раз проходит Летняя школа, после которой из пары сотен участников на входе получится несколько десятков работающих компаний. О том, как сделать такую магию в вашем городе рассказывает Станислав Триерс - организатор ИТ секций на трех школах.

Станислав Триерс: "В 2012 года меня пригласили организовывать ИТ секцию на Зимней инновационной школе Академпарка (далее - Школа) и я согласился. На сегодняшний день я провел три школы и хочу поделиться советами создания одной из лучших в России предпринимательских школ для стартапов.

Немного о школе: что это?

Инновационные школы Академпарка проводятся два раза в год: летом и зимой. Отсюда и название Летняя и Зимняя инновационные школы 🙂

Основная идея школы: собрать идеи и проекты на начальной стадии, проработать с ними основные вопросы бизнеса, упаковать и лучшие проекты взять для дальнейшей работы в бизнес-инкубаторы Академпарка. Это эффективный инструмент для набора проектов, т.к. за несколько недель ты видишь, как проект развивается, команда проявляет свои качества.

img_8011Для участия в Школе необходимо наличие идеи или проекта, однако и ребят с «горящими глазами», готовых присоединиться к чужой команде мы тоже берем. Мотивация и желание важнее, чем наличие идеи.

Обычно в Школе принимает участие около 100 человек. Секция ИТ самая многочисленная, количество участников обычно около 60 человек. Это достаточно много, набрать качественную аудиторию сложно. Простые рассылки и реклама не помогут, тут нужно идти в народ и агитировать к участию.

Продолжительность Школы один месяц. Проходит она в два этапа. Первый этап - интенсив, второй - индивидуальная работа по доработке проекта. На первом этапе участники посещают  в течение двух недель семинары, мастер-классы, практикумы, воркшопы экспертов. Расписание с самого утра и до вечера. Нельзя давать участникам расслабляться.

На полуфинале (после первого этапа) участники защищают свои проекты перед экспертами. Для работы на втором этапе Школы проходят обычно 60% проектов, которые «выходят в поля» работать с клиентами.

На финале школы (после месяца работы) в среднем 10% проектов получают рекомендации для продолжения работы в инкубаторе.

Основные рекомендации при организации мероприятия формата школы

1. Участники

  • Привлекайте участников с опытом работы (выпускники, которые имеют 2-3 года опыта работы и хорошо понимают предметную область): из таких участников получаются сильные проекты - со студентами сложно работать (у них сессии, лекции, каникулы и т.д.). Студентов можно привлекать в команды стажерами.
  • Привлекайте к участию участников без идей: мой опыт показал, что в идеале это 30%-40% участников с компетенциями менеджера по продажам, экономиста, маркетолога, программиста и т.д.).
  • Отбирайте участников по наличию мотивации, а не гениальности его идеи, потому что идеи часто меняются и хорошую идею еще нужно реализовать.

2. Эксперты

  • Приглашайте экспертов только с опытом ведения бизнеса и работы в бизнес-структурах.
  • ЗША1Никаких лекций.
  • Модерируйте контент выступления экспертов: они должны давать знания или учить навыкам, которые участники могут сразу применять в своих проектах.
  • Мой опыт показал, что эффективнее всего работать в двух форматах: 50% времени школы на семинары и мастер-классы, 50% -  на консультации и индивидуальная работа с проектами.
  • Делайте два разных потока для участников с идеями и для участников с сформированным проектом и ставьте занятия параллельно.

3. Общие советы

Не забывайте ставить каждому участнику цели в проектах (например, если пришел с идеей, то к финалу чтобы был прототип или mvp, если пришел с прототипом, то к финалу должны быть первые продажи).

При таком темпе работы нужно хорошо кормить участников 🙂

P.S. Не делайте школу ради школы. Ставьте для себя цели в виде количества проектов определенного качества (оборот, кол-во пользователей и т.д.) на выходе."

Еще приглашаю посмотреть 2 видео на эту же тему: Станислав Триерс и Глеб Тертычный "Стартап школа как эффективный инструмент отбора проектов" 

ЗША