Кто такой лидер и как быть им в трудные времена

Этот блог посвящен стартап-сообществам и техникам их развития, а кто если не лидеры сообщества и двигают его вперед, вдохновляют других людей трудиться и придумывают новые и новые инструменты про превращению города N  в лучшее место на Земле для развития бизнеса?

Мы перевели 2 замечательных статьи Бена Йосковица (Ben Yoskovitz) из Канады (предпринимателя, партнера акселератора Year One Labs, инвестора, автора блога Instigator blog) и свели их в один материал. Ниже вы узнаете Эта статья о том, какие свойства в себе нужно воспитать, чтобы стать великим лидером (неважно внутри своей компании, в стартап-сообществе или еще где-то) и как продолжить быть хорошим лидером, если наступили трудные времена.

10 характеристик настоящих лидеров в бизнесе

На самом деле не все люди – лидеры и это нормально, НО больше людей на самом деле не знаю о том, что они лидеры  :-). Давайте разбираться, что именно делает человека лидером и в том числе лидером предпринимательского сообщества.

Бен Йосковиц выделяет 10 ключевых навыков и характеристик, которыми отличаются успешные лидеры. Мы надеемся они помогут не только вам стать лидерами ваших стартап-сообществ, но и находить, а может быть даже и «выращивать» новых лидеров! Итак, поехали.

  1. Пример для подражания. Невозможно быть лидером в стороне, недостижимым для общения и не имеющим право на ошибку. Один из лучших способов быть лидером – это подавать пример: выступать, когда это нужно, помогать другим, не забывать, что ваша работа понятна вашей команде.
  2. Hay Editor! Caption this - the PenguinsСтрастный. Лидер, который не любит страстно то, что он делает, навряд ли лидер. Это не значит, что лидер это всегда радостный и веселый человек. Однако только верой в свое дело и энтузиазмом можно вдохновить других идти за собой.
  3. Организованный. К сожалению, у неорганизованного лидера будет неорганизованная и неэффективная команда, поэтому настоящие лидеры умеют планировать и реализовать продуктивную работу как свою, так и своей команды.
  4. Умеющий делегировать. Лидер не может делать все! Успешные лидеры умеют делиться ответственностью и задачами со своей командой.
  5. Ответственный и отвечающий за команду. Несмотря на то, что успешный лидер доверяет команде и делегирует задачи, он все равно продолжает нести ответственность. Команда должна быть уверена, что и в хорошие и в плохие времена ее лидер им остается. Это не означает лидер считает все ошибки его ошибками или освобождает команду дурной работы, нет. Бен имеет в виду, что лидер в конечном итоге несет отвественность за общее дело и бизнес.
  6. wakhi-women-food-pakistan-paley_86775_990x742 (1)Хороший коммуникатор. Не лучший перевод на русский язык, попробуем раскрыть, что имел в виду автор поста. Мы все знаем, что великие лидеры умеют эффективно общаться с другими людьми. Однако важно не забывать о бытовых вещах, например, донести до нового сотрудника компании в чем роль его кусочка работы для всего бизнеса. Не менее важно говорить команде об их успехах, подтверждать, что они сделали большую и важную задачу. И будьте четкими: лидеру непозволительно болтать чепуху. О чем бы не говорил лидер: критиковал или хвалил кого-то из команды, ставил цели или раздавал задачу – он должен планировать, насколько детально нужно об этом говорить и каком порядке. Высказываемые мысли лидера должны быть краткими, четкими и конкретными. Ну и по делу, конечно 🙂
  7. Честный и смелый. Неумелые лидеры растеряются отfireworks-festival-gion-matsuri_87530_990x742 (1) разнообразных сложных ситуаций в бизнесе. Например, команда трудилась над проектом 6 месяцев, а теперь вы его отложили. Что же теперь? Поговорить с кем-то из команды о том, что он мало старался или нерезультативно поработал? Может просто не обратить внимание на проблему? Или попробовать силы на другом рынке? Что сделает лидер: испугается и будет нервничать или порвет рынок? Лидеры смелые. И честные: они говорят команде правду, оставаясь при этом конструктивными.
  8. Внимательные слушатели. Уметь общаться это во многом уметь слушать. Если лидеру кажется, что его задача только говорить, он точно не лидер :-). Лидеры умеют вести за собой команду и мотивировать людей благодаря тому, что задают вопросы, слушают и понимают проблемы их людей. Если много слушать и слышать, то быстрее получится ответить верно и добраться до сути вещей.
  9. diver-fish-cabo-pulmo_89474_990x742 (1)Хорошо знает свою команду. Лидеры должны знать своих людей. Это не значит, что каждый член команды лучший друг лидера и даже не значит, что они общаются вне работы. Но хороший лидер знает, что движет каждым из его банды. Лидер знает, что происходит у его команды вне работы (это очень важно), ибо личная жизнь влияет на успехи или неуспехи на работе. Лидер в курсе простых вещей: дни рождения, свадьбы, рождения детей членов его команды. И чем больше он знает о своих людях, тем больше общего и тем больше возможности эффективно общаться.
  10. Прислушиваются и тоже имеют примеры для подражания. Даже у великих лидеров есть те, за кем они следуют. Если нет, то это не лидер, а диктатор. Как это ни смешно, настоящий лидер черпает вдохновение в своей команде, очень ценит ее и вдохновляет общаться, работать и быть открытой.

Не так уж много настоящих лидеров окружает нас. Стать лидером непросто – нужно время и практика. Однако если вы открыты и учитесь работать с командой как лидер, а не как диктатор, многие люди будут рады быть в вашей команде и совершить этот путь.

Как оставаться лидером в трудные времена

А совсем недавно Бен Йосковиц снова написал о лидерстве, но теперь уже о том, как им оставаться, если приходится нелегко. Он пишет, что регулярно работает над улучшением собственных лидерских качеств. Одно дело написать статью о том, как эти качества улучшить, а совсем другое - работать над ними каждый день в реальной жизни 🙂

shepherd-snow-trek-iran_87542_990x742 (1)Одна из самых сложных вещей, связанных с лидерством - это оставаться им в трудные времена.

Легко быть лидером, когда дела идут хорошо. Когда дела идут хорошо, у вашей команды все замечательно с мотивацией и все, что вам нужно делать - смотреть чтобы они двигались в правильном направлении, помогать и "подносить патроны".

Когда дела начинают идти плохо, многие люди начинают замыкаться в себе и бояться решать возникающие проблемы. Они меньше общаются, впадают в ступор, начинают негативно воспринимать обратную связь и пытаются заставить дела идти правильно силой мысли (что, конечно же, не работает) вместо того, чтобы взять себя в руки и  решать проблемы. Бен пишет о том, что и сам поступал так же.

social-worker-ants-macro_86239_990x742Однако он считает, что ему стало лучше получатся быть лидером в трудных ситуациях. И вот какой основной совет он дает. Когда дела идут плохо: больше общайтесь. Инвестируйте время в общение с членами команды о том, что происходит, будьте прямыми и честными, не преукрашивайте реальное положение дел. С другой стороны - держите свои эмоции под контролем - важно не сделать ситуацию хуже, чем она уже есть. Скорее всего, небо не падает и это не конец света. Важно оставаться спокойным и рассказывать команде все, как оно есть.

Больше общайтесь с сотрудниками, а еще с инвесторами! Очень тяжело признаться инвестору в своей "слабости" и в том, что вы столкнулись с трудностями. Но если вы не будете с ними общаться, они потеряют доверие к вам и спишут в утиль. Моментально. Поэтому, когда ваш бизнес или проект переживает "Американские горки"(а это обязательно произойдет), больше общайтесь.

Раньше, пишет Бен, он орал на людей гораздо чаще, чем сейчас. Сейчас он все еще демонстрирует свое недовольство, но очень старается оставаться конструктивным и ориентированным на результат, а не сварливым и разгневанным. Лидеры могут быть раздражены, они тоже люди. Но здесь есть важный момент. Лидеры должны быть фанатами своего дела - если вам все равно, почему другие должны беспокоиться? Но есть тонкая грань между преданностью делу и паникой. Будьте осторожны, и не пересекайте эту черту слишком часто.

Когда все идет вразнос, лидер должен стать примером для остальных. Много общаться, ставить людям четкие задачи. Сохранять спокойствие, быть  конструктивным и ориентироваться на результат. А также справляться с проблемами как можно быстрее. Добивайтесь маленьких побед, чтобы зарядить команду энергией. Оставайтесь до конца. Не тратьте время на рефлексию и переживание о случившимся, вы сможете заняться этим позже. Да и заниматься обвинением окружающих не нужно.

Иногда, в сложные времена, простых и быстрых решений нет. В какой-то момент, у вас, как у предпринимателя/лидера, не будет правильного ответа. (С нами со всеми это часто случается!) Нет простого способа решить проблему. Именно в такие моменты вы можете стать настоящим лидером или сдаться и пойти ко дну. Вы можете раскрыться, признать, что у вас нет решения и сделать так, чтобы окружающие начали помогать. Ваши сотрудники и инвесторы работают с вами потому что верят в вас, это не только большая ответственность, но и отличная возможность мобилизовать все доступные ресурсы. Не упустите эту возможность. Люди объединятся вокруг вас, и это гораздо лучше, чем сидеть, забившись в угол в одиночестве, пытаться решить все проблемы самостоятельно и мечтать о чуде.

macaskill-mountain-biking-scotland_88360_990x742 (1)

Оригиналы статей вы найдете по следующим ссылкам:

  1. 10 характеристик настоящих лидеров в бизнесе
  2. лидерство в трудные времена

Фото взяты с ресурса http://photography.nationalgeographic.com/photography/photo-of-the-day/