Как я проводила игры под странным названием «ЖП»


В 2009 году я пришла работать в Бизнес-инкубатор ВШЭ, будучи студенткой 4 курса. Опыта никакого не было, но было много энергии. И я с большим рвением взялась за организацию мероприятий для начинающих предпринимателей.

Один из форматов, которым тогда с нами поделились Маша Адамян и Дима Репин, была деловая игра "Железный предприниматель". За несколько часов команды из 3-5 человек придумывали, как продать заданную (одинаковую для всех) технологию и презентовали бизнес-идеи перед жюри. Название намекает на суровые условия - на работу командам дается всего 60 минут.

Мы провели игру несколько раз, и нам очень понравилась динамика и то, что игра дает возможность развивать важные для начинающих предпринимателей навыки. Поэтому уже в 2010 году осенью мы запустили чемпионат по ЖП. Да, именно так в народе прозвали "Железного предпринимателя" :-).

И понеслось... В первом сезоне (2010-2011) мы провели 20 игр по всей России.С каждой из этих игр лучшая команда попала в финал. В следующем году к чемпионату присоединилась Украина, и игр стало 25, а в сезон 2012-2013 - целых 50 в 4 странах, 2 этапа и более 2500 участников. Ниже я хочу рассказать, как менялся формат и какие уроки я извлекла.

1. Игра в бизнес

Первым открытием для меня стала возможность превратить такой простой формат, как деловая игра, в бизнес в экономическом смысле слова.

Чемпионат все годы проведения приносил нашей  организации пусть и небольшую, но все-таки прибыль. Это не было основной целью, но стало необходимым условием существования чемпионата по ЖП и проведения его из года в год. Мы постепенно научились грамотно работать со спонсорами - брать не только деньги, но и полезные связи, и важный для работы с локальными организаторами "бренд". Кроме того, после небольшой формализации мы стали брать с локальных партнеров организационный взнос за проведение игры, что-то вроде "лицензии".

В целом, как оказалось, такие мероприятия вполне можно сделать если не прибыльными, то хотя бы безубыточны

ми для организаторов. Для этого нужно немного научиться работе со спонсорами и не бояться работать руками.

2. «Уча, учимся» Сенека

Второй важной вещью, которая давала мне силы и вдохновение продолжать работу, была постепенная эволюция игры. Я много общалась с экспертами и участниками игры, делала опросы, наблюдала и постоянно совершенствовала формат.

Расскажу чуть подробнее о самом, пожалуй, глобальном изменении в формате: изначально большинство участников приходили на игру уже сформированной командой с друзьями и знакомыми. Уже в середине первого чемпионата я обнаружила, что чаще выигрывают команды, которые были собраны прямо на игре из незнакомых до этого друг другу людей. Вероятно, благодаря тому, что в команде появлялись люди с разными компетенциями: кто-то разбирается в технологии, кто-то умеет считать деньги, а еще один убедительно выступает на сцене.

Поэтому мы стали принимать участников строго по одному, просили их указать их основные компетенции и факультет обучения и собирали "межфункциональные" команды самостоятельно. Это добавило работы всем, и я столкнулась с серьёзной критикой, когда рассказывала о нововведении. Но благодаря этому игра стала в разы интересней, а люди стали приходить в том числе для поиска друзей и партнеров по бизнесу. ЖП превратился из тренинга по коммерциализации технологии в тренинг командообразования. Именно так мы нашли основную фишку игры, и все встало на свои места.

3. Эксперименты – это не страшно

Конечно, важно прислушиваться к "клиенту", но в то же время не менее важно иногда довериться своей интуиции. Меня пугали, что люди перестанут ходить на игры, если им запретить приходить своей командой. Однако этого не случилось, более того, 60% участников на вопрос: "Тебе понравилось, что деление на команды происходит "внешне"?" ответили: "Да".

Часть команд, сформировавшихся на играх, начинали делать вместе реальный бизнес, и это стало настоящей наградой для меня.

4. И что в итоге?

Самое важное, чему я научилась - измерять свою эффективность, организуя мероприятия для предпринимателей.

Наверное, вы подумали, что раз игра вовлекает и обучает предпринимательству, то надо измерять, сколько из игравших в ЖП действительно стали предпринимателями? Это правильно, но, к сожалению, малореально :).

Некоторые участники писали мне письма о своих успехах (вот несколько примеров). Некоторых людей, познакомившихся на играх, я случайно видела в командах стартапов на конференциях. Но системно силу и эффективность измерить я не могла.

Признаться, невозможность оценить результат очень удручает. И здесь мне на помощь пришел Бред Фелд, который написал чудесную книгу "Startup Community". В ней он пишет о том, что важная задача мероприятий – выявление лидеров.

Речь о людях, которые проводят мероприятие в регионе из года в год, затем находят следующих, обучают их, и формат живет и развивается, формирует среду и развивает предпринимательскую экосистему. Именно так и произошло с ЖП: появился Игорь Стефурак, который делает чемпионат в Украине. На второй год проведения ЖП нам начали писать энтузиасты из регионов, которые жаждали провести игру у себя. Участники игр на следующий год становились организаторами. Некоторые регионы проводили множество игр практически без нашей помощи.

Все это заставило меня поверить в одну простую вещь: пусть я не знаю, сколько железных предпринимателей стали настоящими предпринимателями, но пока есть лидеры, которым интересно проводить игры и пока люди на них приходят, Железный предприниматель нужен и имеет смысл.