5 правил общения с экспертами для стартапа: не сломать мозг и получить пользу

Акселераторы, инкубаторы и другие организации, помогающие стартаперам, часто устраивают сессии экспертной помощи. IMG_8885Иногда это индивидуальные консультации (мы их зовем страшным словосочетанием "экспертная труба"), иногда групповые "разборы" полетов (типа клуба менторов). Объединяет их одно - стартап может за небольшое время получить обратную связь от тех, у кого уже получилось сдела ть бизнес и от специалистов определенной тематики. Дело однозначно хорошее! Только вот за миллион раз организации такого рода мероприятий я уяснила, что, если стартап не подготовить должным образом - ему просто порвут мозг. В лучшем случае он устанет, а в худшем пивотнется совершенно не туда, куда нужно и будет весело бежать в стену. Ниже 5 правил, которые нужно знать основателям стартапа перед общением с экспертами, чтобы это общение прошло на самом деле эффективно. 

Правило №1: Обмани свой мозг

Любой предприниматель верит в свою идею и подсознательно хочет, чтобы она была реализована и все работало именно так, как ему представляется. Этой верой он мотивирует не только себя, но и свою команду. IMG_8939А на экспертной сессии команда стартапа обязательно услышит критику, а еще кучу идей, как можно сделать по-другому или лучше. И вот наступает момент Х: предприниматели в эти моменты делятся на 2 типа. Первые не слышат совсем и продолжают рассказывать свое и думать, это вокруг все просто "ничего не понимают" (ну вы понимаете - это безнадежный вариант). А вот вторые, осознающие, что им известно не все, слышат критику, начинают переживать и перестают получать полезность от общения с экспертом.

Что же делать? v74zzwLC5E0А делать 2 непростых, но осуществимых усилия. Во-первых, основателю стартапа очень важно знать и помнить, что эмоциональная реакция на критику ЕГО идеи - ЭТО НОРМАЛЬНО! Наш (человеческий) мозг так устроен, что мы хотим защитить созданное нами.

Во-вторых, есть еще одна хорошая новость заключается в том, что мозг можно обмануть! Дмитрий Лазарев давным давно научил меня записывать обратную связь в 2 колонки (а теперь я рассказываю этот способ всем):

  • в первую колонку фиксировать положительные моменты - подтверждающие гипотезы цифры и факты, идеи, полезные контакты и так далее (это все любят и умеют :))
  • а во вторую - (внимание!) записывать "окна возможности". Что такое окна возможности? Это не плохие места вашего проекта, а зоны риска, которым нужно уделить больше внимания и где вы можете сделать лучше! Если вы заменяете колонку негатива на колонку зон роста, вы помогаете собственному мозгу концентрироваться не на эмоциях, а на конструктивных мыслях!

Правило №2: Переспи с обратной связью хотя бы одну ночь

IMG_8804Частенько основатель стартапа (особенно на ранней стадии) пытается сделать пивот чуть ли не после каждого эксперта. Это эмоциональное и, как вы понимаете, далеко не всегда верное решение. Я рекомендую фиксировать обратную связь письменно, уточнять у эксперта детали и брать паузу. Как минимум имеет смысл поделиться полученной от экспертов информацией со своей командой, дать мозгу несколько часов/суток обдумать новые мысли и уже после этого размышлять о том, что делать с этой обратной связью. Ну и вы же уже прочитали про запись в две колонки (см. правило №1).

Правило №3: Тренируй навык спора в другом месте

Когда тебе советуют то, что ты уже пробовал, а оно не работает, так хочется поспорить, аргументов-то полный карман! Или некоторые эксперты считают, что раз у них не полетела определенная бизнес-идея, значит и подошедшего к ним стартапа не полетит. "Не наступай на эти грабли", - мудро говорят они. В таких ситуациях основателю стартапа просто необходимо помнить, что БИЗНЕС-ТО ЕГО, а не эксперта, и решения будет принимать он и его команда, а не эксперт. Более того эксперт через 5 минут, консультируя следующую команду стартапа, уже забудет о предыдущей. Поэтому спорить не надо, а надо фиксировать факты (см. правило №4) и думать (см. правило №2).

Правило №4: Отделяй мух от котлет

Эксперты такие же люди как и стартаперы - они тоже испытывают эмоции и высказывают свое мнение, которое иногда кажется истиной в силу уважения к опыту эксперта. IMG_8736Поэтому команде стартапа надо очень аккуратно отделать мнения от фактов и фиксировать и брать в работу именно факты. Например, иногда уже успешный предприниматель говорит начинающему "Я пробовал запустить такое направление, но нет там бизнеса". Что нужно сделать? Ну уж точно не расстроиться, а даже, пожалуй, обрадоваться (сейчас будут открытия и зоны роста) и расспросить, что именно не получилось и что помешало превратить идею в работающий бизнес. Основателя должны волновать факты, лучше всего проверенные факты, ну и может быть немного интуиция проверенного эксперта, которому он доверяет. 

Правило №5: Бери от жизни эксперта все

Эксперты нередко предлагают основателям стартапа познакомить с потенциальными клиентами, партнерами, инвесторами и т.д. Этот ценный ресурс радостный основатель записывает в колонку "положительные моменты" и благополучно забывает уже через 5 минут. Ну или классически ждет, что эксперт сам об этом вспомнит и напишет ему. Я не устану повторять, как бы очевидно это не казалось со стороны, забрать предложенный ресурс в виде контактов должен основатель стартапа и никто другой. Эксперту даже лучше, если к его партнеру/брату/свату не пришел очередной якобы цукерберг - мало ли всяких разных стартаперов вокруг околачивается. Стартапу после такого рода мероприятий в идеале нужно оценить полезность предложенного ресурса и написать внятное письмо с напоминаем о договоренности эксперту (в письме не забыть напомнить о сути своего бизнеса и о том, что именно было обещано экспертом). 

Ну и негласное правило №6: Будьте благодарными - на таких сессиях, когда приходится быстро вникать в происходящее и давать разумные рекомендации, всем приходится тяжело. Надеюсь, предложенные правила помогут сделать такие мероприятия более конструктивными и для основателей и для экспертов.

Эффективного общения вам!

kRmhdexcd8U

  • Tema Kozyrev

    u0414u0430u0448u0430, u043fu0440u0438u0432u0435u0442! u041cu043du0435 u043au0430u0436u0435u0442u0441u044f, u0447u0442u043e u043du0435 u0445u0432u0430u0442u0430u0435u0442 u0441u0430u043cu043eu0433u043e u0433u043bu0430u0432u043du043eu0433u043e u043fu0440u0430u0432u0438u043bu0430, u043e u043au043eu0442u043eu0440u043eu043c u0432u0441u0435 u0437u0430u0431u044bu0432u0430u044eu0442 - "u041fu043eu0434u0433u043eu0442u043eu0432u044cu0441u044f u043au043e u0432u0441u0442u0440u0435u0447u0435 u0441 u044du043au0441u043fu0435u0440u0442u043eu043c" 🙂 u0414u043bu044f u0442u043eu0433u043e, u0447u0442u043eu0431u044b u043fu043eu043bu0443u0447u0438u0442u044c u043cu0430u043au0441u0438u043cu0443u043c u043fu043eu043bu0435u0437u043du043eu0433u043e u043eu0442 u043au043eu043du0441u0443u043bu044cu0442u0430u0446u0438u0438 u043du0443u0436u043du043e u0437u043du0430u0442u044c u043eu0431 u043eu043fu044bu0442u0435 u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043au0430, u0435u0433u043e u0432u043eu0437u043cu043eu0436u043du043eu0441u0442u044fu0445 u0438 u0441u0432u044fu0437u044fu0445. u041fu0440u0430u043au0442u0438u0447u0435u0441u043au0438 u0432u0441u0435u0433u0434u0430 u044du0442u0430 u043fu043eu0434u0433u043eu0442u043eu0432u043au0430 u043du0435 u043eu0441u0443u0449u0435u0441u0442u0432u043bu044fu0435u0442u0441u044f, u0430 u044du0442u043e u0432u0430u0436u043du043e!

    • Dariya Shubina

      u0414u0430, u0442u044b u0430u0431u0441u043eu043bu044eu0442u043du043e u043fu0440u0430u0432. u041du043e u043cu043du0435 u0434u0430u0436u0435 u043au0430u043a-u0442u043e u0441u0442u044bu0434u043du043e u044du0442u043e u0441u043eu0432u0435u0442u043eu0432u0430u0442u044c :)))

      • Tema Kozyrev

        🙂 "u041fu043eu0432u0442u043eu0440u0435u043du0438u0435 - u043cu0430u0442u044c u0443u0447u0435u043du0438u044f u0438 u043fu0440u0438u0431u0435u0436u0438u0449u0435 u0434u043bu044f u043bu0435u043du0442u044fu0435u0432"

  • u0418u0432u0430u043d u041au043eu0440u0430u043bu0435u0432

    "u041du0430u0448 (u0447u0435u043bu043eu0432u0435u0447u0435u0441u043au0438u0439) u043cu043eu0437u0433 u0442u0430u043a u0443u0441u0442u0440u043eu0435u043d, u0447u0442u043e u043cu044b u0445u043eu0442u0438u043c u0437u0430u0449u0438u0442u0438u0442u044c u0441u043eu0437u0434u0430u043du043du043eu0435 u043du0430u043cu0438".nnu042du043cu043eu0446u0438u043eu043du0430u043bu044cu043du0430u044f u0440u0435u0430u043au0446u0438u044f(u043du0430 u0441u0430u043cu043eu043c u0434u0435u043bu0435 u044du0442u043e u0438u0441u0442u0435u0440u0438u044f, u044du043cu043eu0446u0438u0438 u044du0442u043e u0432u0441u0435u0433u0434u0430 u043au0440u0443u0442u043e) u0432u043eu0437u043du0438u043au0430u0435u0442 u0438u0437-u0437u0430 u043eu0448u0438u0431u043eu0447u043du043eu0433u043e u043eu0442u043eu0436u0434u0435u0441u0442u0432u043bu0435u043du0438u044f u0441u0432u043eu0435u0433u043e u042f u0441 u0441u0432u043eu0435u0439 u043fu043eu0437u0438u0446u0438u0435u0439. u0418 u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043a u0438u043du0441u0442u0438u043du043au0442u0438u0432u043du043e u0437u0430u0449u0438u0449u0430u0435u0442 u0441u0435u0431u044f. u041du0435 u0431u043eu043bu0435u0435 u0442u043eu0433u043e. nn"u0422u0440u0435u043du0438u0440u0443u0439 u043du0430u0432u044bu043a u0441u043fu043eu0440u0430 u0432 u0434u0440u0443u0433u043eu043c u043cu0435u0441u0442u0435"nnu0415u0441u043bu0438 u044du043au0441u043fu0435u0440u0442 u043fu0440u043eu043bu0435u0442u0435u043b u0438 u043eu0431u043eu0431u0449u0438u043b u0441u0432u043eu0439 u043eu043fu044bu0442 u043fu0440u043eu043bu0435u0442u0430, u0438 u043du0430 u043cu043eu0439 u0441u043bu0443u0447u0430u0439. u0422u043e u043fu0443u0441u0442u044c u0438u0437u0432u043eu043bu0438u0442 u0441u043eu043eu0431u0449u0438u0442u044c u043cu0435u0445u0430u043du0438u043au0443 u0441u0432u043eu0435u0433u043e u043fu0440u043eu043bu0435u0442u0430. u0418u043du0430u0447u0435 u0432u043eu0432u0441u0435 u043du0435 u044du043au0441u043fu0435u0440u0442. nnu0420u0435u0437u044eu043cu0435. u0424u0438u043au0441u0438u0440u043eu0432u0430u0442u044c u043au043eu043du0442u0430u043au0442u044b, u0440u0438u0441u043au0438 u0438 u0438u0434u0435u0438 u044du043au0441u043fu0435u0440u0442u043eu0432.